Нынешнее резкое «похолодание» между Россией и тем, что принято сейчас называть «коллективным Западом», для многих соотечественников, особенно молодых, выглядит непонятным и пугающим: «Что они там, с ума сошли все, что ли? За что они так ополчились против нас, за что так откровенно не любят?» И далее: «А, может, это мы сами виноваты?» Между тем, ничего удивительного или неожиданного в этом «ледниковом периоде» нет. Просто мы все основательно забыли историю и русскую классическую литературу. (Хотя некоторые и раньше не могли похвастаться глубокими знаниями обоих предметов.) Те же, кому сейчас тридцать пять и меньше, просто не проходили в школе того, что проходили мы и что совершенно необходимо – как теперь стало ясно – не только «проходить», но и глубоко и предметно изучать.
Для начала вспомним пророка Иезекииля и его ветхозаветную мудрость: «Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое; но это было уже в веках, бывших прежде нас.» Так вот, вся эта оголтелая русофобия, бушующая на просторах Европы и Северной Америки, есть ничто иное, как естественное состояние наших западных соседей, в котором они пребывают как минимум последние лет пятьсот. С тех пор, как крепнущее Русское государство объявило себя «Третьим Римом», преемником павшей Византии, взяв ее герб и провозгласив себя хранителем мирового православия, ненависть римско-католического мира (а впоследствии всей западной цивилизации) была перенесена на Россию. Впрочем, об этом написано достаточно, не будем здесь повторять уже сказанное. Эта статья не про историю, а про литературу. Ту самую русскую классическую литературу, которую, как важнейшую часть всей русской культуры, на Западе сейчас пытаются «отменить».
Обратимся к словам великого русского поэта, философа и дипломата Федора Ивановича Тютчева. В одном из писем к своей дочери он так изложил свои мысли:
«В течение целых столетий европейский Запад с полнейшим простодушием верил, что не было и не могло быть другой Европы кроме него. Правда, ему было известно, что за его пределами существовали еще народы и государи, называвшие себя христианами; во времена своего могущества он касался границ этого неведомого мира, отторг даже от него несколько клочков и присвоил их себе, стараясь исказить и подавить их национальный характер; но чтобы вне этих крайних пределов существовала другая Европа, законная сестра христианского Запада, христианская, как и она, правда, не феодальная и не иерархическая, но по тому самому еще более искренне-христианская; чтобы существовал там целый мир, единый по своему началу, солидарный в своих частях, живущий своею собственною органическою, самобытной жизнью – этого допустить было невозможно…»
Оставим пока на непродолжительное время Федора Ивановича и обратимся к «солнцу русской поэзии Александру нашему Сергеевичу. Нравы так называемых «западных партнеров», их отношение к нашему государству Пушкин описал в 1831 году в знаменитом стихотворении «Клеветникам России», которое было написано после подавления польского восстания.
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
За что же так возненавидела Россию Европа, еще вчера певшая русским войскам осанну после победы над Наполеоном? Ведь со времени окончания Венского конгресса, подведшего итоги наполеоновских войн, прошло всего-то полтора десятка лет…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
Точно также «европейскии витии» не могут простить нам победу над Гитлером. Но это отдельная история… Вдогонку еще одна пушкинская фраза: «Европа в отношении России была всегда столь же невежественна, сколь и неблагодарна».
Как видите, за два века ничего не изменилось, так что удивляться по поводу русофобских кривляний Запада явно не стоит – это, как я уже говорил, его естественное состояние. Скорее стоило бы удивляться тому, что в 90-х и начале «нулевых» годов коллективный Запад во главе с США декларировал по отношении к России некую снисходительную дружбу. А рецепт такой «дружбы» прост: будь больным и бедным, и все тебя будут любить. Но как только наша страна начала поправляться после горбачевско-ельцинского морока, все очень быстро вернулось на круги своя: Россия снова враг и экзистенциальная угроза «либеральным ценностям» — в частности, тем самым, за следование которым Бог пролил на Содом и Гоморру огонь и серу с небес.
Теперь снова возвращаемся к Тютчеву. Федор Иванович служил в русской дипломатической миссии в Мюнхене в течение двадцати пяти лет, потому менталитет и образ мыслей западноевропейских жителей знал прекрасно, что нашло отражение в его мировоззрении и творчестве. Вот какие стихи написал он в 1854 году, во время Крымской войны, прекрасно осознавая, кто именно противостоит нашей стране в этом противоборстве:
Ложь воплотилася в булат;
Каким-то Божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем…
Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!..
О, в этом испытанье строгом,
В последней, роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед Богом…
Тогда, напомню, ведущие европейские державы выступили широким фронтом против России. Христианские, между прочим, страны выступили на стороне мусульманской Османской империи. С нами тогда воевали, кроме Турции, Британская империя (в период ее наивысшего могущества, когда над ее владениями «не заходило солнце»), Франция, Сардинское королевство (включало половину современной Италии). При этом мощная Австро-Венгерская империя, формально не объявляя России войну, фактически стала на сторону европейской коалиции, нарастив численность своих войск на Дунае, что оттягивало значительную часть русской армии от крымского театра военных действий. Последнее обстоятельство больше всего морально подкосило императора Николая Первого — ведь буквально за несколько лет до войны он фактически спас молодого австрийского императора Франца-Иосифа, оказав ему помощь в подавлении венгерского восстания. Увы, не одно доброе дело не окажется безнаказанным. Особенно если речь идет о европейских «партнерах». Их двойным стандартам были посвящены следующие строки Тютчева.
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них – закон и равноправность,
Для нас – насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их, как наследие славян…
Эти стихи написаны в 1867 году, когда большинство славянских народов не имело своей государственности, находясь в составе иных империй: большинство балканских славян – в составе Турции; хорваты, чехи, словаки – в составе Австро-Венгрии. Увы, Федор Иванович не дожил менее пяти лет до подписания Сан-Стефанского мирного договора, в результате которой свободу получили болгары и сербы. Свободу, о которой так мечтал великий поэт и философ.
Во время русско-турецкой войны 1877-78 годов западный христианский мир снова стал на сторону мусульманской Османской империи, объявив России, как сейчас говорят, информационную войну. Европейские газеты живописали ужасные преступления, якобы совершенные русскими войсками на Балканах и Кавказе, не замечая геноцида, устроенного турками православным христианским народам, ради освобождения которых и велась эта война. Особенно преуспела в этом Англия. Помимо печатного слова, англичане помогали туркам и более материальными вещами: деньгами и оружием. Вам не напоминает это день сегодняшний?
Были у Федора Ивановича также строки, посвященные, как сейчас бы сказали, либералам-перебежчикам и «испуганным патриотам». Тютчев их не жаловал, прекрасно понимая, что для врагов России они лишь расходный идеологический материал:
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы;
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
Но не было у великих русских писателей иллюзий и относительно благодарности освобожденных Россией славянских народов. Сейчас получили широкую известность слова Федора Ивановича Достоевского, написанные им в 1877 году в своем дневнике. Вспомним их еще раз.
«Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! …Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта… Долго, о, долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстия России… Да ни за что на свете не признают! Напротив, выставят как политическую, а потом и научную истину, что не будь во все эти сто лет освободительницы-России, так они бы давным-давно сами сумели освободиться от турок, своею доблестью или помощию Европы, которая, опять-таки не будь на свете России, не только бы не имела ничего против их освобождения, но и сама освободила бы их… Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее… Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации…»
Потрясающее пророчество! К сожалению, во многом так и случилось. Та же Болгария после освобождения от османского рабства участвовала в Первой и Второй мировых войнах на стороне противников России, а ныне, забыв о довольно кратком пребывании в стане стран-союзников СССР (тоже исторической России), бывшие «братушки» поставляют вооружение бандеровской Украине. Про Чехию и Словакию тем более речи нет – они давно, как и Польша, являются частью римско-католического мира. Только Сербия остается союзницей России, хотя Запад и ее «ломает об колено».
Все это необходимо знать, дабы не питать себя ничем не обоснованными иллюзиями и не испытывать шока от всего ныне происходящего в мире. Для этого, как я уже сказал выше, нужно просто знать историю и внимательно читать русскую классическую литературу. Ничто в этом мире не ново, и все уже было в веках, бывших прежде нас. И двести лет назад, и пятьсот.
Изучайте русских классиков, друзья, цените наследие наших великих предков. А попытки «отмены» русской культуры обречены на провал: нельзя представить сокровищницу мировой культуры без произведений Толстого и Достоевского, Пушкина и Чехова, музыки Чайковского и Рахманинова, картин Шишкина и Репина, русской иконописи, русского авангарда и русского балета.
И знайте: мир меняется, и очень скоро он станет совсем другим. Нам же с вами довелось жить на сломе эпох. Опять вспомним Тютчева: «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые…»
2022