…Пир был в самом разгаре. Осенним вечером царь Валтасар пировал со своими приближенными в царском дворце Вавилона. Внезапно пораженные собутыльники увидели неизвестно откуда взявшуюся кисть руки, которая написала на стене слова: «мене, текел, упарсин». Истолковать эту фразу придворные мудрецы не смогли. И лишь приглашенный пророк Даниил объяснил Валтасару смысл этих слов. «Мене» – господь исчислил царство твое и положил конец ему, «текел» – ты взвешен на весах и найден очень легким, «упарсин» – разделено царство твое и отдано мидянам и персам. В ту же ночь Вавилон был захвачен, а царь Валтасар убит.
Да простят меня читатели, обращение к библейской Книге пророка Даниила понадобилось мне лишь для иллюстрации одной простой мысли: все могущественные империи, казавшиеся вечными и незыблемыми, рано или поздно разваливались как карточные домики, причем чаще всего именно рано. Такая судьба постигла Римскую империю, Византию, Оттоманскую империю – Турцию, Австро-Венгрию… Похоже, что три магических слова «мене, текел, упарсин» в последние годы существования СССР были написаны невидимой рукой и на Кремлевской стене. Распад Советского Союза, этой огромной коммунистической империи, был предопределен ходом истории.
12 июня мы отмечаем День России. Подобное название этот праздник носит лишь последние годы, а до этого он назывался День независимости. Хорошее это слово – независимость, вот только от кого? Вспомним 12 июня 1990 года, когда на первом съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете. В едином порыве стоя аплодировали и ортодоксальные коммунисты, и радикальные демократы. Независимость нужна была всем. Да от кого же независимость? От надоевших всем своей мелочной опекой союзных властей во главе с самым главным перестройщиком. Независимость от Союза – это было что-то! Все понимали, что без России Союза быть не может, но как-то вслух об этом говорить стеснялись.
В декабре 1991-го СССР прекратил свое существование уже де-юре. Какими трудными были для новой России 90-е годы, мы все прекрасно помним. Но хуже болезненных и неумело проводимых реформ, страшнее галопирующей инфляции, ваучеризации и дефолта, трагичнее обнищания большей части населения страны стало обнищание духовное. Причиной тому была господствующая среди правящей российской элиты политика национал-пораженчества, соглашательства и, по сути, предательства национальных интересов. Идя навстречу любому пожеланию новоявленных заокеанских «друзей», руководство новой, формально независимой России сдавало одну позицию за другой: выводило войска из Европы, уничтожало самолеты и ракеты, бросало на произвол НАТО давних союзников, клянчило кредиты у Международного валютного фонда. В умах простых граждан некогда великой и могучей страны поселилось смятение. И было от чего – с Россией обращались как со страной, потерпевшей поражение в войне. Зато сколько ободряющих комплиментов по поводу «крепнущей демократии» раздавалось из-за океана!
Горький парадокс истории: демократы первой волны во главе с Ельциным, публично отрекшись от ленинской политики и ленинского наследия, почти в точности эту самую политику и повторили. Напомню – в годы Первой мировой войны большевики выступали с идеей военного поражения России ради скорейшего достижения предпосылок к совершению в стране социалистической революции. И вот ради скорейшего построения капитализма младореформаторы 90-х годов точно так же пожертвовали национальными интересами государства, проповедуя ту же самую стратегию национал-пораженчества. Изменились цели, но не методы их достижения. Результат не заставил себя долго ждать: финансовый, экономический и демографический кризис.
Отмечая 12 июня День России, мы отмечаем праздник не той слабой и вечно во всем согласной с Западом страны, каковой она была еще десять лет назад. Мы празднуем день рождения государства, быть гражданином которого есть повод для вполне оправданной гордости. Да, назвать сегодняшнюю Россию империей в прямом смысле этого слова нельзя, но частичка имперского сознания нам не только не помешает, но в разумных дозах даже необходима обществу. Россия была империей и в царское, и в советское время. А как же иначе может быть в многонациональной и многоконфессиональной стране! И нам должно быть абсолютно все равно, кто и что в мире по этому поводу думает.
Тем более, что империей-то Россия была особенной: метрополия больше давала вновь включенным в нее землям и народам, нежели брала от них. Многие отсталые, а то и вовсе полудикие народы приобщались к благам цивилизации, образовывались, чтобы обогатить затем интеллектуальный и генетический фонд российского государства. Недаром само название, как теперь принято говорить, титульной нации звучит отлично от всех других народов. «Русские» – это прилагательное, а вынесенное за скобки существительное – «люди». К числу русских людей относятся и те, для кого русская культурная и языковая среда является родной, независимо от того, какой национальности они по крови. Вот это и есть отличительная черта российского имперского мышления, та национальная идея, имя которой – соборность. Вообще слово «собор» имеет два значения: это и «собрание, съезд», и в то же время «храм». Так мы и пришли к ключевому понятию, лежащему в основе философии соборности: мы все вместе и одновременно мы в храме.
Мысль эта, конечно, не нова – ее высказывали еще русские религиозные философы второй половины 19 – начала 20 веков: В.Соловьев, В.Розанов и другие. Но сейчас, спустя сто лет, мы вновь возвращаемся к этой идее, ибо насущность ее доказала жизнь. Да, все империи, объединенные силой оружия, развалились. Тем лучше, настало время строить империю, опираясь на силу духа. Помните, у Тютчева: «Но мы попробуем спаять его любовью, а там увидим, что прочней…» Думаю, что против такой имперской политики никто возражать не будет.
2008
интересный литературный ход, но мне все ж хочется по классическому варианту, выдерживая стиль, не соединяя с публицистикой. Так обычно говорят молодым не опытным аспирантам, у вас журналистский стиль, а не научный. У вас огромный потенциал на писателя, а не на журналиста. Считаю, что писатель может лучше донести проблему нежели журналист. Для меня опусы журналиста- это однодневки, которые быстро забываются. Вы умеете выстраивать образы, держите это.